158.1

Модифицированная программа «Мир гениев» детей старшего дошкольного возраста составлена и разработана на основе программ и пособий: Е. В. Колесниковой «От звука к букве», Е. Н. Журовой, Н. С. Варенцовой, Н. В. Дуровой, Л. Н. Невской «Обучение дошкольников грамоте», Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей», Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций», авторская методика Воскобовича В.В.

Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако исследования показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. А также низкий эмоциональный интеллект, не способность детей определять, понимать, использовать и управлять собственными эмоциями социально приемлемым образом, позволяющим эффективно общаться, решать проблемы, снижать уровень стресса и проявлять эмпатию по отношению к другим людям.

В связи с этим в данной программе с дошкольниками работа стоится на основе следующей системы дидактических принципов:

— создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессобразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

— новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);

— обеспечивается возможность разно уровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

— при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

— у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности);

— процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества).

Ведущей идеей направления данной программы является развитие эмоционального интеллекта, повышение осознания ребенком своих эмоциональных проявлений и
взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его
личности, эмоциональный комфорт. Выработка у детей умений ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности.

Цель программы: Развитие эмоционального интеллекта дошкольника и подготовка к умению читать и писать.

Обучающие задачи:

    • Формирование умений звуко — буквенного анализа: учить детей делить слова на слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять предложение из 2х, 3х, 4х слов;
    • Формирование выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции;
    • Развитие графических навыков с целью подготовки руки к письму;
    • Формирование смысловых понятий эмоций и, опираясь на это понимание, определять причины возникновения проблем и умение разрешать их;
    • Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы;
    • Формирование точности оценки и выражения эмоций, умения использовать эмоции в мыслительной деятельности;
    • Формирование умения управления эмоциями.

Развивающие задачи:

    • Развитие фонематического слуха: развитие способности дифференцировать звуки; развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно;
    • Развивать умение эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
    • Развитие произвольности психических процессов;
    • Развития позитивной эмоциональной гибкости;
    • Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий;
    • Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

Воспитательные задачи:

  • Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
  • Развитие способности распознавать и принимать чувства других людей;
  • Развивать способность к эмпатии.
Понравилась страница?